19 сентября 2016 года по благословению митрополита Ювеналия состоялся семинар Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством. От имени Атамана МОКО СКР Виктора Александровича Криулина на семинаре выступил Атаман Клинского областного казачьего округа Олег Владимирович Земсков.

Казачество Подмосковья на современном этапе.

Проблемы, опыт работы и взаимодействие с Московской епархией на примере Клинского городского казачьего отдела МОКО Союза Казаков.

Уважаемые Священнослужители, наипочетнейшие члены Синода, Почётные гости! Господа Атаманы, браты казаки !


Передаю Вам низкий поклон от казака Ставропольского казачьего округа, Атамана Московского областного казачьего округа Союза казаков, полковника Генерального штаба СССР, Ветерана военной разведки Криулина Виктора Александровича. Несмотря на то, что в эти часы он борется с о своей страшной болезнью, он с нами.

Именного поэтому, будучи не в состоянии находиться здесь, он и поручил мне, как одному из наиболее доверенных лиц, зачитать сий опус как послание к Вам: ПОЖЕЛАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВО ИМЯ ВЕЛИКОЙ РОССИИ И ЕЕ ПРЕЗИДЕНТА В.В.ПУТИНА, одобрения его внешней и внутренней политики, о чем мы неоднократно заявляли не нашем сайте.

Исполняя его письменный приказ, докладываю вам, как исполняющий обязанности Атамана Московского областного казачьего округа, Атаман Клинского областного казачьего округа ЗЕМСКОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ.

Прежде всего об округе. Не желая утруждать уважаемых лиц лишними цифрами, скажу одно. Московское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» - «Московский областной казачий округ «Союза Казаков» (МОКО СК)» (далее МОКО) создан 17 октября 2009 г. в день св. Пророка Осии.

  

В настоящий момент в округе более 40 городских и иных казачьих отделов, станиц, хуторов, отдельных сотен, способных на своей базе пополнить ряды Вооруженных Сил РФ, как в мирное, так и в военное время в соответствии с Конституцией РФ. На прошлой неделе еще два казачьих подразделения из числа реестра заявили желание вступить в организацию.

Наиболее дееспособными для выполнения решения задач Верховного Главнокомандующего в соответствии с Директивами ГШ и ГОМУ, являются подразделения Атаманов Подолинского, Власова, Олипира, Селина, Безуглова, Земскова, Царенко, Бондаренко. Особо хотелось бы отметить подразделения, которыми руководят ЮН В.Б, Чаус. И.Э., Баканова И.Б.

Хотелось бы отметить сотни наших казаков, которые самоотверженно трудятся, выполняя наши задачи, завоёвывая почётные и призовые места в казачьих соревнованиях. Они все поощрены, и я не буду тратить ваше драгоценное время перечислением этих фамилий. Вы и так все их знаете.
Их заслуги отмечены наградами и призами Межреспубликанских и иных соревнований.

Как говорят, терпением Господь испытывает, но и награждает щедро.
Благодаря нашим душевным наставникам, прежде всего о. Олегу Денисюку, о. Геннадию Былба, о. Михаилу, Иеромонаху Дорофею мы начали наш путь во Христе. И, конечно, особо благодаря о. Марку, с началом руководства которого начался истинный поворот к объединению казачества. Он начал с простого: просто предложил нам изучать по одному члену Символа Веры в Месяц.
Сначала это показалось смешно: подумаешь заполнить несколько строк в месяц. Но понять их смысл, восприняв их не мыслью, а сердцем, оказалось значительно труднее.

То же самое с нашими клейнодами. Одни находятся здесь, другие в другом месте. Атаманское правление округа постановило, чтобы клейноды во время особо значимых событий собирались в одном месте. У нас описана торжественность верстания, об этом я скажу позже. Наши Клейноды: Клейноды МОКО - Знамя, икона Божией Матери "Взыскание погибших", Крест, Пернач.

В соответствии с решением атаманского правления округа хранятся:
Знамя с ликом Христа Спасителя— символ МОК0 и обособленных подразделений МОКО - в соответствии с решением Атаманского правления МОКО хранится в Храме успения Пресвятой Богородицы в Демьяново города Клин Московской области и выносится в особо важных случаях, таких как: освобождение от фашистских захватчиков города Клина и других особо значимых городских праздников, верстание казаков, встреча Атамана Союза Казаков, иерархов РПЦ, похороны атамана. 

Цвета флага имеют глубокие корни. Черный цвет (цвет российского двуглавого орла) - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ. Золотой (желтый) цвет – цвет знамени православной Византии - символ духовности, устремления к нравственному совершенствованию, твердости духа. Белый цвет - символ вечности и чистоты, символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество. В этом и наша точка служения Отчизне.

Как вы уже заметили, представители столь славного собрания, что МОКО Союза казаков отнюдь не дряхлые представители казачьего рода, отнюдь не седобородые деды (а как их и не хватает -исконных хранителей традиций казачьих), как нас некоторые господа пытались представить.

С начала пополнения МОКО (первым подразделением в составе МОКО стал Волоколамский городской казачий отдел), на Атаманском правлении МОКО СКР были приняты основополагающие принципы воцерковления казаков и членов их семей, которые соответствуют ныне принятым Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством основным принципам:

1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.
2. Каждый казак призван жить в венчанном браке.
3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
4. Казак, если он хочет жить полнотой церковной жизни, обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия. 

В 2015 году для реализации вышеуказанных принципов был разработан и введен в действие такой инструмент как Карточка верстаемого в казаки. 

В соответствии с данной карточкой верстаемый в казаки обязан сдать зачёт по основам Православного вероисповедания, обычаям, традициям казачества, истории Отечества и своего края. Очевидно, что казак должен жить в соответствии с традициями и обычаями казачества, но если это и невозможно сегодня в полной мере, как было ранее, то хотя бы должен ориентироваться в этом и иметь четкое понимание в этом вопросе. В отношении молитв – минимум, что необходимо знать казаку: Отче наш.., Песнь Богородице, Символ Веры. Данная карточка не является догмой. Мы пробуем разные подходы в вопросе воцерковления казаков. Мы уже в 2011 году вели для казаков округа Концепцию патриотического (военно-патриотического воспитания казачьей молодёжи.

В общем, если я буду говорить за округ, у меня просто не хватит времени, поэтому с вашего позволения я перейду непосредственно к Клинской казачьей общине, опыту воцерковления казаков в ней и взаимодействию общины с Московской епархией.

1. ПРИХОД ОБЩИНА. Клинская казачья община была создана в 2010 г. инициативной группой лиц, являющихся прихожанами храма Успенской церкви в Демьяново, г. Клина, как самоорганизация граждан. Костяк общины составили уже воцерковленные люди. 
Созданию общины предшествовал молебен и крестный ход с Донской иконой Божией Матери, доставленной казаками из г. Москвы, который состоялся на Собор Архангела Михаила 21 Ноября. В 2011 году кругом казаков принято решение о вхождении в Союз Казаков, в одно из региональных его отделений – Московский областной казачий округ. Атаман округа, полковник Криулин Виктор Александрович.

Изначально и сейчас приход является центром и основным местом деятельности общины:

- По инициативе и на средства казаков приход обзавелся собственным сайтом, которого до этого у прихода не было, казаки стали обладателями своих (изготовленных на собственные средства) святынь (Донская икона Божией матери, казачьи хоругви). Святыни общины одновременно являются и святынями прихода.
- Начиная с 2010 г. и по сей день в период май – сентябрь включительно, а также во время ночных Богослужений (ПАСХА, РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, КРЕЩЕНСКИЕ КУПАНИЯ), силами казаков совместно с сотрудниками полиции организовано обеспечение общественного порядка у храма и территории прилегающей к ней (территория является местом историко-культурного значения и филиалом музея П.И Чайковского), а также в других храмах города в эти праздничные дни. Надо отметить, что территория у храма в Демьяново при начале дежурств представляла печальное зрелище: возле Поклонного креста находили шприцы, собраниям пьющих лиц не было числа, частенько горели костры, играла из машин громкая музыка. Но со временем все изменилось. Благодаря регулярным дежурствам поменялся контингент гуляющих там лиц с пьющих на мамочек с колясками и т.д. Тесно взаимодействуем с полицией в этом вопросе и заключаем соответствующие соглашения.

Деятельность прихода стала неотъемлемой частью жизни общины: казаки участвуют в престольных праздниках прихода, традиционных гуляниях на Праздники – Масленицу, Троицу, Новолетие, которые проводились до революции и ныне возрождены на приходе. Гулянья проводятся с активным участием казаков: разбивается курень, предлагается кулеш, шашлык… Поддерживаем порядок на территории - окашиваем траву, убираем мусор, помогаем в благоустройстве.
В храме неоднократно проводились венчания казаков, казаки приводились к присяге, освящалось традиционное казачье оружие и знамя общины и округа, которые хранятся в алтаре храма.

- Пятилетие общины в 2015 году было отмечено не традиционным застольем с похвалами и дифирамбами, а поездкой казаков с женами, детьми в Саввино-Сторожевский монастырь: и душеполезно, и познавательно. В 2016 году также намечается паломническая поездка – в Бутово, одно из мест русской голгофы.

2. БЛАГОЧИНИЕ – ПРИХОД – ОБЩИНА. Деятельность общины на приходе практически сразу же нашло отражение и в жизни благочиния, и это естественно и очевидно.

- Уже невозможно представить Ежегодный Пасхальный крестный ход в день жен мироносиц без казаков. Помимо святынь, которые казаки несут на своих плечах, казаки обеспечивают прохождение крестного хода (надлежащий порядок в колоннах, безопасное пресечение дорог и шоссе, иной раз и без участия полиции). Например, в 2016 г. в Администрацию города было подано соответствующее уведомление о Крестном ходе, но про это власть просто забыла (майские праздники, что поделаешь). Взяли все в свои руки, ведь ранее тоже случалось обходиться своими силами, и достойно провели Крестный ход на Пасху. Во время хода дважды пересекали колонной Ленинградское шоссе, не говоря уж о других дорогах города.

- Казаки возродили крестный ход в с. Шипулино Клинского района с Животворящим каменным крестом к месту его обретения. Совершается он в 9-ую пятницу по Пасхе. Крестный ход по благословению Священного Синода регулярно совершался, начиная с начала 19 века и вплоть до революции, затем прервался. Сейчас он возрожден, и именно силами казаков. Казаки по праву считают его своим.

- В день семьи, любви и верности на духовника общины возложено служение по совершению молебна возле памятника Петру и Февронии в Клину, и казаки также принимают в этом событии участие.

- Казаками своими силами и средствами был восстановлен Поклонный крест в д. Воронино, который пострадал в результате ДТП и пришел в неподобающий вид,
- Наша община соучаствует (финансово и физически) в восстановлении часовни в д. Селифоново, на месте обретения в 1859 г. иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Пока только фундамент и крест на месте будущей часовни. К слову сказать, центральный храм города Клин, который никогда не закрывался, назван в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Случайно ли? Как говорится, Случайность – одно из имен Божиих. Ничего случайного не бывает.
- Во время пребывания в благочинии Патриарха, Архиереев епархии, казаки также участвовали в Богослужениях.

- Не обошли вниманием казаков общины и проблемные моменты жизни благочиния. Так, в 2012 г. в нарушение всех норм, напротив реставрируемого собора был возведен ресторан под открытым небом, со всем подобающими атрибутами (музыкой, весельем…). Мы поддержали общественность в требовании о сносе такой конструкции, и по решению суда конструкция была демонтирована. В 2016 г. дважды местной властью были проведены общественные мероприятия, где в том числе проводился так называемый праздник красок «холи», который по сути является индуистским религиозным обрядом (под красками подразумевается пепел демоницы) и активно используется кришнаитами для вербовки адептов. Соответствующая реакция от общины была направлена в адрес администрации, управление культуры и общественную палату района. Дождемся ли ответа – не знаю, не уверен.

Все вышеуказанные мероприятия носили не разовый характер, а совершались и совершаются регулярно. Таким образом, могу смело сказать, что сложился определенный уклад жизни общины в общем, и каждого казака в частности.

3. ЕПАРХИЯ – БЛАГОЧИНИЕ – ПРИХОД – ОБЩИНА - КГКО
- Когда Русская Православная Церковь испытала на себе акты вандализма (порубленные икон, танцы в храме) казаки Клинской общины МОКО восприняли призыв Патриарха и прибыли на молебное стояние у храма Христа Спасителя в защиту поруганных святынь.

- Иосифо-Волоцкий монастырь является местом особого почтения Союза Казаков, так как Союз Казаков активно участвовал в восстановлении монастыря в бытность митрополита Волоколамского и Юрьевского ПИТИРИМА. Поэтому на престольные праздники казаки стараются прибыть в монастырь на Богослужение. На 500-летие преподобного Иосифа Волоцкого казаки Союза казаков прибыли на Патриаршее богослужение в монастырь.

- На Патриаршее богослужение в честь открытия Николо-Пешношского монастыря казаки МОКО СКР и Клинской общины также прибыли, помолились вместе с Патриархом, а некоторые казаки сподобились и Святого Причастия.
- Незабываемым для казаков МОКО и Клинской общины стал Крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского и крестный ход на 200-летие Бородинской битвы.

- Регулярно в день Российского казачества 1 сентября казаки МОКО и Клинской общины стараются отметить Богослужением в Донском монастыре.

Не могу не затронуть и проблемы, которые несомненно есть в деле воцерковления казаков.

Хочу обозначить некоторые проблемные моменты в духовной жизни казаков (на опыте моего подразделения).

1. Казаки в городах не всегда живут компактно. Поэтому прибывать в один и тот же храм бывает проблематично, особенно когда живут казаки не в самом городе, а сельской местности района. Соответственно, устойчивой связи между духовником общины и казаком нет. Посещают ли при этом казаки более близкий храм? С их слов - не всегда.

2. Иногда казаки вынуждены в выходные и праздничные дни быть на работе, т.к. казачество на сегодня, конечно, достатка в семью не приносит, и чтобы принести достаток в семью, казак вынужден ехать на работу вместо похода в храм, особенно те казаки, кто работает сам на себя. А еще у многих есть и свое хозяйство… В казачестве, в подавляющих случаях, всё выполняется за свой счет и в свободное от семьи и житейских дел время (а другого подхода я и не припомню. Его просто не было на моей практике), что, конечно, нередко вызывает недовольство второй половины. Приходится балансировать.

3. Наряду с выше обозначенными объективными причинами, есть и субъективные. Существует такая поговорка: «Кто хочет, ищет возможность, кто не хочет - причины». Инертность самих казаков в деле воцерковления тоже имеет место быть. Лень, нежелание, отговорки, увы, присутствуют. В связи с этим, с нашим духовником приняли решение применить такой подход - каждый пост каждый казак должен исповедоваться и причаститься. Для этого в алтаре лежит список казаков, представленный атаманом, и священник ставит дату и свою подпись напротив фамилии казака, который Причастился. Итого 4 раза в год. Помогает? Петровский и Успенский пост 2016 г. были провальными, а вот Рождественский и Великий пост видна была тенденция положительная. Выводы делать рано. Прошел только один год. Не хотелось прибегать к обязаловке, но все заверения о хоть каком-то воцерковлении оставались, как правило, лишь на бумаге. Поэтому вынуждены были прибегнуть к таким мерам, чтобы побудить приобщаться к церковной жизни. Набирать, так сказать, свой духовный ритм, который у каждого разный. Как пойдет дальше - будем поглядеть. Единственно ясно, что необходимо набраться терпения и своим примером, просвещением создавать условия, чтобы казаки сами все-таки приходили к Вере, ко Христу. Замечу, что если идет движение казака по воцерковлению, то это видно сразу. Поддержать его треба.

4. Теперь о просвещении казаков. Практически с самого момента начала пополнения общины, проводились и сейчас также регулярно проводятся катехизаторские занятия. Были подробно рассмотрены вопросы – Богослужений, Семьи и Брака, Таинства Церкви. По благословению духовника заметное число казаков смогли послужить в алтаре во время Литургии. Это было сделано для более глубокого погружения в Богослужение и его понимания. На сегодняшний день на занятиях разбираем Символ Веры.

СТАТИСТИКА

Хочу привести свою статистику по воцерковлению казаков.
Из 20 казаков, находящихся под присягой, крещены 100 %, включая жен и детей, венчанных браков 8, зарегистрированных браков в органах ЗАГС 7, в блудном сожительстве 1, не женатых 4.

Из 10 казаков общины, которые ранее не вели никакой церковной жизни, 5 более-менее регулярно начали посещать храм, Исповедаться и Причащаться.
ПРИМЕРНО такая статистика проходит и по остальным казачьим подразделения округа. При этом смею заверить, что все структурные подразделения округа зарегистрированы в соответствующих налоговых подразделениях.

Исполняющий обязанности АТАМАНА МОКУ Союза казаков ЗЕМСКОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ

Прошу прошения: может кто-то не так поймет? Для чего было дано указание возродить казачество в 90 г.г. 20века, когда в 19 в. из 4 млн 440 тыс. казачьего рода (это 440 тыс. служивых казаков) было уничтожено от 25 до 75%, 10% --эмигрировало, 10 5 – мимикрировало под «красных дьяволят». И Вдруг в 20 веке по воле чиновников появляется аж 7 млн. казаков.

1.Для увеселения олигархов песнями да плясками?
2. Для охраны границ РФ? Так там профессионалы, надо полагать, работают.
3. Суды казачьими ЧОПАМИ? Дак где же столько казаков наберешь.

Наш округ видит цель в одном: поддержать Церковь , которая увидела и всецело продвигает это наиболее важное дело в Стратегии государственной политики развития казачества до 2020 года. Одно только воспитание молодежи в духе Церкви, на базе той части казачества, в которой есть еще генетически сохранившиеся устои, многого стоит! А традиции казачества? Возродить их, воплотить в новое поколение людей, отождествляющих как норму церковные заповеди, на этой основе вести обучение с начальных классов, и, в итоге, сотворить нового человека. Это ли не достойнейшая цель казачества?

В.Криулин